Министр обороны США Пит Хегсет неожиданно собрал сотни генералов и адмиралов с тем, что выступить перед ними с "установочным" докладом. Это событие столь необычно для американской армии, что вызвало критику в адрес министра. Тогда на помощь своему протеже пришел Дональд Трамп, который лично прибыл на встречу и также произнес речь.
Источником, которым вдохновлялся Хегсет для своего выступления, скорее всего была знаменитая мотивационная речь Джорджа Паттона перед военнослужащими третьей армии США, произнесенная незадолго до высадки в Нормандии. С ее смягченной и сокращенной версии начинается голливудский фильм 1970 года о Паттоне, получивший семь "Оскаров". Только Паттон обращался к молодым солдатам, будучи заслуженным генералом, а Хегсет держал речь перед военачальниками, являясь лишь майором запаса.
"Несколько месяцев назад я был в Белом доме, когда президент Трамп объявил о "дне освобождения" торговой политики Америки. Это был знаменательный день. Что ж, сегодня – еще один день освобождения, освобождения американских воинов", – сказал Хегсет. "Вы зарабатываете на жизнь тем, что убиваете людей и ломаете всё вокруг. Вы неполиткорректны и не всегда вписываетесь в приличное общество", – добавил он.
Хегсет заявил, что физическая подготовка будет приоритетом для вооруженных сил, даже если это означает сокращение числа женщин на боевых должностях. Министр выразил желание бороться с "толстыми генералами и адмиралами", против бород и длинных волос у военнослужащих. Он объявил, что внутренняя процедура рассмотрения жалоб и расследований в армии будет пересмотрена, чтобы исключить "несерьезные" жалобы. Заявил, что такие слова, как "издевательства", "дедовщина" и "токсичное руководство" были "превращены в оружие" для подрыва авторитета военных лидеров.
Особое внимание министр уделил "тесту 1990 года". То есть потребовал вернуться к военным стандартам 35-летней давности (времени войны в Заливе) – и если эти стандарты изменились, то надо объяснить, чем это вызвано. Оправдано это только в том случае, если перемены были связаны с военной необходимостью. "Если слова, которые я говорю сегодня, заставляют ваше сердце сжаться, то вам следует поступить достойно и уйти в отставку", – сказал он военачальникам.
В качестве образцов для подражания Хегсет предложил Паттона, адмирала Стокдейла (военнопленного времен вьетнамской войны и кандидата в вице-президенты в кампании Росса Перо 1992 года) и генерала Шварцкопфа, командовавшего американскими войсками во время войны в Заливе. А вот некоторых военачальников последующего времени (в том числе ненавистного Трампу генерала Милли) подверг личностной критике, что беспрецедентно для министра.
Трамп, в свою очередь, предложил использовать американские города в качестве учебных полигонов для вооруженных сил в рамках борьбы с преступностью и заявил о необходимости военной мощи США для борьбы с тем, что он назвал "вторжением изнутри". Подверг привычной критике демократов как "радикальных левых безумцев". В начале своей речи Трамп заявил: "Если вам не нравится то, что я говорю, вы можете покинуть зал – конечно, это конец вашему званию, конец вашему будущему". Некоторые рассмеялись, но большинство военачальников молчали. Армия в США традиционно не вмешивается в политику, и они не выражали симпатии или антипатии к политическим высказываниям президента.
Некоторые инициативы Хегсета – относительно физической подготовки или борьбы с "кляузами" – могли понравиться немалой части присутствующих. Но стилистика президента и министра, политизация военной сферы были способны вызвать внутреннее раздражение у успешных военачальников. Понятно, что они воздерживались от комментариев. Но отставной четырехзвездный генерал Барри Маккэффри, которому терять нечего, сказал, что "президент говорил бессвязно, вымученно, неистово пристрастно, временами глупо". Притом, что Маккэффри успешно командовал дивизией во время войны в Заливе, а ранее был награжден тремя медалями "Пурпурное сердце", за ранения, полученные во Вьетнаме. В общем, образцовый военный по версии Хегсета.
! Орфография и стилистика автора сохранены